Сколько раз обещали отвязать пошлину от техосмотра и какой вариант предлагают сами белорусы.
Бесконечно можно рассуждать на многие темы, в том числе о техосмотре и допуске к дорожному движению. Автобизнес вспомнил, сколько раз белорусам обещали отвязать пошлину от проверки на линии, а также узнал, какие варианты решения проблемы предлагают наши читатели.
Что-то не так
О том, что в Беларуси может появиться дорожная пошлина, автомобилисты впервые узнали еще в 2013 году. Платить ее начали с 1 января 2014 года. Исходя из количества зарегистрированных транспортных средств, а также машин, прошедших техосмотр в 2012 году, государство рассчитывало, что благодаря новому платежу уже в 2014-м в бюджет поступит около 170 млн долларов.
Но, как это нередко бывает, что-то пошло не так. Автомобилисты стали массово игнорировать техосмотр. Тем более что для многих действительно более выгодно периодически платить небольшой штраф за отсутствие ТО, если попадешься экипажу ГАИ, чем оплачивать немалую пошлину. Государство на сей факт отреагировало достаточно быстро, и уже летом 2014-го был увеличен штраф за непройденный техосмотр и введена повторность.
Но многих возмущал тот факт, что при смене владельца машины техосмотр нужно проходить заново, а значит, снова требовалась оплата дорожного сбора. При этом предыдущий владелец не мог вернуть деньги за неиспользованный период либо засчитать уплаченную сумму при прохождении процедуры на новом авто. Лежавшую, казалось бы, на поверхности недоработку законотворцам удалось решить только спустя четыре года после появления пошлины.
Но и это не помогло заставить всех платить. “По данным УП “Белтехосмотр” на конец 2016 года, ТО проигнорировали где-то 30 процентов автомобилистов, а за десять месяцев текущего – уже 35 процентов”, – сообщалось в ноябре 2017-го.
Первые обещания
В декабре 2017 года в программе “Главный эфир” на телеканале Беларусь-1 заместитель директора УП “Белтехосмотр” Владимир Пиульский, сообщил, что более половины автомобилистов игнорируют техосмотр.
Тогда же пошли разговоры о том, что налог отвяжут от прохождения техосмотра, но изменения могут произойти не ранее 2019 года. Одним из возможных вариантов взимания пошлины было включение ее в стоимость топлива, но уже 5 октября 2018 года бывший тогда премьер-министром Сергей Румас заявил, что такой вариант исключен.
“Право на доступ к дорожному движению водители будут оплачивать в ЕРИП – на срок от 1 месяца. То есть будет восстановлена справедливость в отношении тех лиц, кто использует автомобиль не круглый год. Самое сложное тут – система контроля, которая позволит выявлять тех, кто сбор не уплатил”, – рассказывал премьер-министр. По предварительным данным система должна была заработать с 1 июля 2019 года. Позже дату перенесли на 1 января 2020 года. Но и в январе ничего не произошло.
Следующее громкое заявление прозвучало 1 марта от министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко в эфире программы “Контуры” на ОНТ. Снова было сказано, что дорожный сбор в Беларуси предлагается отвязать от прохождения техосмотра и что проект указа уже подготовлен. Вновь обещали возможность оплачивать пошлину на разные периоды.
Контроль за уплатой должен был вестись с использованием системы видеофиксации через сравнение баз данных. Однако идея снова не получила реализации на практике.
Одной из возможных проблем может быть отсутствие нормативно-правовой базы. Действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за неуплату дорожного сбора. Автомобилисты, не оплатившие пошлину и соответственно не получившие разрешение на допуск к дорожному движению, наказываются за отсутствие техосмотра.
Требования и реальность
Последний раз публично разобраться с техосмотром белорусам пообещали накануне выборов: 1 июля текущего года решить наболевшую проблему распорядился Александр Лукашенко. В частности, говорилось о “совершенствовании порядка взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без привязки к прохождению техосмотра”.
Но воз, как говорится, и ныне там. “Белтехосмотр” спустя три с небольшим месяца обнародовал итоги работы за январь – сентябрь 2020 года. Результат предсказуемый – за девять месяцев текущего года разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдано на 37,1% меньше, чем в январе – сентябре 2019-го. И это притом что отрицательная динамика наблюдается еще с 2014 года, а уже в 2017-м более половины автолюбителей игнорировали данную процедуру.
Как считают белорусы?
Чтобы узнать, какой вариант взимания пошлины был бы наиболее приемлемым для читателей Автобизнеса, мы провели опрос в нашей группе в “Вконтакте”. В нем приняло участие 648 человек.
Так, 55,4% опрошенных считают, что удобнее всего будет добавить налог в стоимость топлива. 28,5% видят выход в разрешении оплаты по месяцам. 5,4% опрошенных предлагают оставить все как есть. А более 10% респондентов выбрали иной вариант и оставили свои предложения в комментариях.
Предсказуемо, что самым популярным вариантом в комментариях оказалось предложение убрать налог и забыть о проблеме.
Вторыми по популярности были комментарии на тему того, что дорожный налог и так давно учтен в стоимости топлива. Также распространено мнение, что поднимать вопрос нужно, когда появятся нормальные дороги. И вдобавок уменьшить сумму самого налога.
Самый популярный вариант из комментариев очевиден, но его осуществление маловероятно. С другой стороны, глядя на статистику, можно смело сказать, что большинство автолюбителей лично для себя уже давно отменило этот сбор и что таких водителей с каждым годом становится только больше.