![](/wp-content/themes/yootheme/cache/111-e40a8f92.jpeg)
Двенадцать нарушений ПДД, к которым уже совсем привыкли (часть 1)
В автошколу все шли как в первый класс: в правой руке — Правила дорожного движения, купленные в киоске, в левой руке — советы наставников и наставления советчиков. Лекции, зачеты, экзамены — правила отскакивали от зубов и въелись в подкорку, хвала преподавателям. И все же для некоторых они так и остались условным перечнем догм, не вполне обязательных к исполнению, хоть за это могут и покарать. Да чего уж там — некоторые правила нарушаются так часто, что случайный свидетель уже и не обратит на это никакого внимания, и ни в ГАИ не пойдет, ни на Onliner не напишет: нарушение и нарушение — скучно. Не занимаясь морализаторством, мы попытались определить те правила, будничное нарушение которых уже не удивляет окружающих.
Двенадцать нарушений ПДД, к которым уже совсем привыкли
Плюс 9 к знаку
Глава 11 пункт 87 ПДД: «При выборе скорости движения водитель должен учитывать ограничения скорости, установленные пунктами 88, 89 настоящих Правил и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения».
А помните те времена, когда инспекторы появлялись будто из ниоткуда и ловили за превышение? Еще тогда у многих выработался рефлекс ехать с той скоростью, что на знаке, плюс 9 км/ч. Во-первых, легко быстро сбавить, а во-вторых, за +9 не штрафуют.
Времена изменились, прошла очередная волна модернизации. По кустам уже никого не сыскать — вдоль дороги стоят камеры, которые знают о вас все, что им нужно знать, в том числе домашний адрес. А за +9 по-прежнему не штрафуют. И +9 для потока — норма даже в городских условиях. Вот пролетит кто-нибудь по обочине, допустим, со скоростью 200 км/ч (так, на глазок) — вот он нарушитель, на него пальцем показывать станут. А к остальным какие вопросы?
Эксперты то и дело поднимают вопрос о скоростезависимых ДТП и тяжести их последствий, в обществе вновь и вновь поднимается вопрос о необходимости снижения допустимой скорости на городских улицах и проспектах. Но мы о другом. Мы о тех самых +9, которые, похоже, не имеют зависимости от того, что написано на знаке.
За превышение скорости, конечно, карают, и «письма счастья» многим приходят регулярно. Вот только это как раз повод задуматься о том, что страх перед наказанием снова и снова оказывается слабее желания «притопить». В конце концов, радовался же когда-то эстонец, узнав, что за превышение скорости должен белорусской казне смешные 5 евро.
![](https://content.onliner.by/news/1400x5616/e25833c7589b79210bdf2c5069535832.jpeg)
Сколько придется заплатить, если попались на камеру?
Превышение | КоАП | Штраф |
от 10 до 20 км/ч | ч. 5 ст. 18.13 | 0,5 базовой величины (13 рублей 50 копеек) |
от 20 до 30 км/ч | ч. 6 ст. 18.13 | 2 базовые величины (54 рубля) |
от 30 до 40 км/ч | ч. 7 ст. 18.13 | 4 базовые величины (108 рублей) |
свыше 40 км/ч | ч. 8 ст. 18.13 | 6 базовых величин (162 рубля) |
Техосмотр. Уже даже не смешно
Глава 3 пункт 10.3 ПДД: «Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении».
Глава 26 пункт 194.6 ПДД: «Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, порядок проведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь».
Разговор на тему техосмотра, а точнее, привязанного к нему дорожного сбора, ведется в Беларуси годами. Если говорить совсем упрощенно, то ситуация сложилась следующая: государство хочет, чтобы все автомобили регулярно проходили техосмотр и таким образом получали допуск к участию в дорожном движении. В 2014 году в процедуру была включена оплата дорожного сбора и начались проблемы. Оказалось, что многие водители, которые не против были убедиться в исправности своего транспортного средства, платить дорожный сбор принципиально не хотят. Кто-то считает, что ездит меньше остальных, поэтому и платить должен меньше, другие в целом возражают против каких бы то ни было новых сборов, мол, сколько ни плати, а дороги лучше не становятся.
Цифры говорят сами за себя: совсем недавно РУСП «Белтехосмотр» обнародовало свежую статистику количества разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Если в 2013 году на техосмотр приехало 1,9 млн машин (по нашим данным), в 2015-м — 1,7 млн, то за 9 месяцев этого года — только 0,5 млн. По данным «Белтехосмотра», с 2014 года, когда ввели уплату дорожного сбора, количество выданных разрешений падало на 10% ежегодно. Такая тенденция сохранялась до 2020 года. В текущем году падение составляло 35% (до июня включительно). Даже официальные лица говорят о половине всего транспорта страны, катающегося без ТО.
![](https://content.onliner.by/news/1400x5616/e1e5acbc7b11ceb0b52f158daa1c0893.jpeg)
На ситуацию, разумеется, пытаются повлиять сверху. Уж сколько возможных изменений было анонсировано, сколько конкретных сроков для отвязки дорожного сбора от техосмотра называлось. Идея простая: заставить водителей проходить техосмотр, устранив раздражитель или хотя бы видоизменив его. В самом начале августа Александр Лукашенко призвал правительство еще раз рассмотреть существующие варианты и определиться. Но пока, очевидно, не до того.
Чтобы нововведения заработали, одного подписания документов недостаточно. Самая главная проблема — контроль. Одномоментно должны включиться сразу несколько механизмов, которые на сегодня не функционируют.
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/bb5662c9848413016c27cb56e58e5202.jpeg)
Большой ли штраф?
Многие знают наизусть, для остальных напоминаем: ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, предусмотрена ч. 5 ст. 18.12 КоАП. Автовладельца ожидает предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин (от 27 до 81 рубля).
У врача давно были?
Для получения водительского удостоверения необходимо иметь соответствующую медицинскую справку. В большинстве случаев получить ее несложно, вопрос скорее в терпении и настойчивости. Потребуется получить выписку в поликлинике по месту жительства, а значит, пройти там всех врачей, которым вы не показывались, возможно, многие годы. Затем предстоит пройти водительскую комиссию — также целый ряд специалистов, которые принимают бесконечным потоком таких же соискателей, как и вы.
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/ea047af0496c52ab23ba1bd496d7ac33.jpeg)
Справка выдается в лучшем случае на пять лет, а во многих случаях — на более короткий срок. После его истечения, соответственно, медицинский документ нужно получать заново. Правда в том, что когда не болит, то и врачам показываться не хочется. А с учетом того, что при проверке документов сотрудники ГАИ и прочие проверяющие медсправку требовать не должны (не предусмотрено п. 12 ПДД), то и мотивации многим водителям недостает, по крайней мере до той поры, пока не придется менять водительское удостоверение.
Автобусная полоса так и манит
Глава 15 пункт 124 ПДД: «На дорогах с полосой движения для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками „Полоса для маршрутных транспортных средств”, „Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств”, запрещаются движение, остановка и стоянка других транспортных средств на этой полосе».
Выделенные полосы для движения общественного транспорта стали обозначать в Минске менее пяти лет назад. С тех пор их протяженность все увеличивается, а ГАИ все настойчивее требует соблюдения правил дорожного движения, касающихся проезда по этим полосам.
Своего рода эксперимент, иллюстрирующий текущее положение вещей, был проведен в 2019 году, когда Минск принимал Европейские игры. Тогда к выделенным полосам на проспектах Независимости и Победителей прибавились аналогичные по значению полосы на проспекте Дзержинского. Задумка была простая: по свободным полосам общественный транспорт в обычные дни и официальный транспорт Европейских игр в дни проведения соревнований будет курсировать по городу по-настоящему быстро.
Сработало: оказалось, обыкновенный городской автобус может доехать из Малиновки в Веснянку через центр города за какие-то полчаса (нужно, правда, еще учитывать остановки). С точки зрения городского устройства это значило многое, так как показывало эффективность автобусов тем, кто в теории может сменить личный транспорт на общественный.
Но одновременно с этим выяснилось, что работоспособность выделенных полос напрямую зависит от присутствия там сотрудников ГАИ. Нет рядом автомобиля с маячками — и полосу занимают те, кому нужно проехать быстрее потока. Очень скоро таких торопливых оказывается чересчур много, и в полосе для общественного транспорта образуется затор из транспорта личного.
Европейские игры закончились, а тенденция сохраняется. И сегодня в часы пик можно увидеть, что выделенные полосы на проспектах заняты отнюдь не одними лишь автобусами, троллейбусами и маршрутными такси.
![](https://content.onliner.by/news/1400x5616/df4815b1e58b2abb9e3bffba4a99bc36.jpeg)
Была попытка внедрить автоматический контроль — на проспекте Независимости, в районе Октябрьской площади, установили специальную камеру фотофиксации. Работая в тестовом режиме, она выявляла под 2,5 тыс. нарушений в сутки. Однако повсеместное внедрение автоматики потребовало бы значительных усилий и изменения законодательства, так что пока вопрос остается подвешенным в воздухе.
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/374aa84185ae688575f664b13b21c5db.jpeg)
Какое наказание?
Ответственность за неправомерное движение в выделенной полосе предусмотрена ч. 6 ст. 18.14 КоАП — «Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения».
Водителю грозит предупреждение или штраф в размере от одной до пяти базовых величин (от 27 до 135 рублей).
В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, ответственность наступает по ч. 12 ст. 18.14 КоАП: штраф в размере от двух до восьми базовых (от 54 до 216 рублей).
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/70a663b2944c84e41d0b4bd1a26b0089.jpeg)
Такие номера выкидывают!
Глава 3 пункт 10.3 ПДД: «Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, с загрязнениями (наслоениями), не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке (временном номерном знаке) с расстояния 40 метров и менее».
Глава 26 пункт 194.2 ПДД: «Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства без установленных в предусмотренных местах регистрационных знаков (временных номерных знаков), транспортного средства, имеющего следы видоизменения или уничтожения регистрационных знаков (временных номерных знаков), а также маркировок кузова, шасси, рамы, нанесенных на них ранее организацией (заводом)-изготовителем (за исключением зарегистрированных в установленном порядке)».
Вопросы с читаемостью регистрационных знаков стали возникать в значительном количестве после того, как появились приборы, фиксирующие превышение скорости в автоматическом режиме. Не показываем ни на кого пальцем, а только фантазируем. Если камера сфотографирует регистрационный знак автомобиля, который нарушил ПДД, то владельцу придет «письмо счастья» с выписанным штрафом. Если номер на снимке невозможно будет различить, то и хозяина машины с большой долей вероятности не установят, то есть спрашивать будет не с кого — ищи такое авто по необъятным просторам страны. Соблазн.
Но в открытую прятать номера — откровенное нарушение, которое несомненно привлечет внимание сотрудников ГАИ. Поэтому и возникают ситуации, когда то краска сотрется (хотя бывали и бракованные серии), то листочек по осени чисто случайно прилипнет, то еще какое-то недоразумение произойдет.
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/fba60dc0f98136d00d6e328006627907.jpeg)
С одной стороны, не факт, что водитель приложил к чему-то такому свою руку. С другой стороны, он обязан следить за состоянием своего транспортного средства — отвечать же все равно ему.
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/a62e32e6b8aadcb3a6d7bf13b0a159db.jpeg)
Как за такое наказывают?
Ответственность за управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным или иным образом измененным регистрационным знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного знака влечет ответственность по ч. 6 ст. 18.12 КоАП. Наказание: штраф в размере от десяти до двадцати базовых величин (от 270 до 540 рублей).
Велосипед к осмотру!
Глава 26 пункт 200 ПДД: «Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета».
В несоблюдении правил дорожного движения, понятное дело, можно упрекнуть не только водителей. Недавно велосипедисты на собственном примере почувствовали, что означает пристальный контроль. Пункт 200 ПДД, кажется, был всегда, но о нем вспоминали так редко, что в конце концов начисто забыли. Звоночек на руле велосипеда стал казаться каким-то почти детским атрибутом. Боковое зеркало — бессмысленный аксессуар. Катафоты — никто вообще не обращал внимания на то, есть ли они и какого цвета. Так казалось многим. Потом наступил 2020-й.
Если следовать букве правил, то соответствующим образом должен быть оборудован любой велосипед, то есть вообще любой, даже детский трехколесник.
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/7dba398c9cd0f32e0ae33053e0bd9210.jpeg)
Как-то внезапно оказалось, что огромное количество велосипедов в стране не соответствуют требованиям правил дорожного движения. Велошеринг, тридцатилетний «Аист» у бабушки в деревне, даже «горник», купленный прошлым летом, — хоть чего-то, как правило, не хватает у каждого.
Можно долго спорить о логичности требований, закрепленных в ПДД. Действительно ли светоотражатели эффективны или логичнее было бы требовать установки фонарей? Всегда ли нужен велозвонок? И может ли быть «необязательный» велошлем в конечном счете полезнее «обязательного» бокового зеркала? Но это теория. На практике же есть свод обязательных к исполнению правил и есть ответственность за нарушение.
Вот только количество нарушителей, пренебрегших правилами, заставляет задуматься, не правда ли?
![](https://content.onliner.by/news/1100x5616/b978fb011eeaa527c41e80d4a64528a4.jpeg)
И как штрафуют велосипедистов?
Привлекают к ответственности по ст. 18.23.1 КоАП — «Hарушение ПДД пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством». Санкция статьи — предупреждение или штраф от одной до трех базовых величин (от 27 до 81 рубля).
![](https://content.onliner.by/news/1400x5616/841a82ac634e6efc8848ad735b8cada5.jpeg)
(продолжение следует)