“Объявляли оранжевый уровень опасности, но я не слышал”. Что делать, если на автомобиль упало дерево
“Сотрудник МЧС сказал, что я отделался малой кровью”
История Александра случилась в конце мая. Мужчина вспоминает, что это был спокойный субботний вечер, шел дождь, ветра практически не было. Машина была припаркована у бордюра возле дома. Однако около 22 часов “идиллия” была прервана звонком из милиции – правоохранители сообщили, что на машину Александра упало дерево.
“Вышел и ужаснулся: на моем автомобиле лежали верхние ветки большого дерева, которое стояло на расстоянии метров 15-20 от моего автомобиля, – вспоминает Александр. – Часть дерева перекрыла проезжую часть, поэтому автомобили не могли проехать через двор. Присутствовали сотрудники ГАИ, которые контролировали безопасность движения.
Встретил я и милиционера, который мне позвонил. Он фиксировал в протоколе осмотра места происшествия повреждения, нанесенные припаркованным автомобилям. Сотрудники МЧС, приехавшие по вызову, сообщили, что был оранжевый уровень опасности, о котором объявляли заранее. Но я об этом не слышал”.
Дерево в итоге распилили, а представитель ЖЭСа дал Александру инструкции по дальнейшим действиям. Милиционер составил заявление, протокол и т.д., в которых было записан факт падения дерева на автомобиль и причиненные им повреждения. Однако автовладельца сразу предупредили, что получить компенсацию на устранения повреждений автомобиля вряд ли получится, причем это сказал представитель не только МВД, но и МЧС.
“Сказали, что это бесполезное хождение по кругу, и добавили, что я и так отделался малой кровью, – поражается Александр. – Хотя это для кого как: ремонт кузова, устранение вмятин, покупка новых рейлингов и т.д. Я медик, сейчас тяжелое время для нас, с утра и до позднего вечера на работе. Заниматься хождением по инстанциям, ЖЭСам и “Зеленстроям” мне некогда”.
Александр заявил, что в суд пока не собирается, поскольку у него “нет денег на судебные издержки, услуги адвокатов и госпошлины всякие”. Но при этом он еще раз напомнил о себе ЖЭСу. По телефону ему ответили, что там в курсе и будут разбираться, а по принятому решению ему позвонит мастер. “До сих пор никто и не позвонил, – огорчается Александр и добавляет: – Упавшее дерево, насколько я слышал от одного из сотрудников аварийных служб, было аварийным. Но тогда почему его не спилили вовремя, а дождались, когда оно упадет?”
Александр общался с жильцами дома, и они делились историями об успешных судах. Однако даже если и идти в суд, то кому выдвигать иск?
“Некоторые зеваки говорили, мол, пиши заявление на “Зеленстрой”, они богаче, заплатят, – делится “советом” наш читатель. – В общем, хочу написать жалобу о том, что ЖЭС не следит за своевременной обрезкой больших, старых и аварийных деревьев. Если они не могут их спилить по каким-то причинам, тогда, я считаю, нужно ограждать территорию от прохода пешеходов, прикреплять предупреждающие таблички. А если они считают, что все нормально с деревьями, тогда почему те падают чуть ли не по два-три раза в год? Мне страшно подумать, ведь тут совсем рядом детская площадка, где играют дети”.
Дьявол кроется в деталях
Со своей стороны мы сразу обозначим позицию: идти или нет в суд – это личное дело каждого. Но раз дерево упало и побило машину, то за это кто-то должен нести ответственность. Если деревья находятся на обслуживании ЖЭСа, тогда нужно спрашивать с этой организации. Но “бодание” с коммунальщиками может длиться долго, о чем нашего читателя Александра предупреждали сотрудники МЧС. Однако ничего не делать не выход.
Первое правило – повреждения автомобиля должны быть зафиксированы в протоколе осмотра. Не нужно стесняться: попросите сотрудника милиции, оформляющего инцидент, указать в протоколе те или иные обстоятельства, которые он не отразил. Вы имеете на это полное право.
Дальше сложнее. Если ответственность на себя никто брать не захочет, то за возмещением вреда, вероятнее всего, придется идти в суд. Торопиться не надо. Для начала направьте в ЖЭС или “Зеленстрой” (в зависимости от принадлежности дерева) претензию о досудебном урегулировании спора, пусть там подумают. Ведь если вина организации очевидна, то возможные судебные разбирательства лишь увеличат ее финансовые потери: к прямому ущербу за поврежденное имущество добавляем услуги адвокатов, госпошлину, судебные расходы, расходы на возможные экспертизы и прочее.
Но дьявол, как говорится, кроется в деталях. В случае Александра есть принципиальный момент – его автомобиль был припаркован у бордюра возле дома. Открываем ПДД, доходим до п.143.16 и вспоминаем, что парковка на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке, запрещена. Да, можно сетовать на то, что “так везде автомобили ставят”, но если где-то парковаться нельзя, то и автомобиля там быть не должно. Это серьезный аргумент, и он может оставить истца ни с чем.
Гражданский кодекс Республики Беларусь. Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.