Как ГАИ проверяла наличие техосмотра у белорусов
Отвязка транспортного налога от техосмотра, современные камеры фотофиксации, регулярная профилактическая работа — в стране делается всё, чтобы водители перестали игнорировать процедуру прохождения ТО. Статистика пока не радует: за февраль текущего года выдано всего 123 979 разрешений на допуск, что на 26,1% меньше данного показателя за аналогичный период 2021-го. Поэтому Госавтоинспекция уделяет особое внимание проверке наличия «дазволу», ежедневно проводятся профилактические рейды. В один из них мы отправились вместе с ГАИ и пообщались с водителями.
Начинается наш рейд на проспекте Дзержинского. Место символическое: именно здесь расположилось городское управление ГАИ, а по соседству — станция техосмотра. Она одна из самых старых в столице! Была открыта ещё в 1978 году и до 1999-го являлась единственной на территории Беларуси.
Владимир Викторович работает здесь 35 лет. Поэтому хорошо знает, как изменилась статистика и отношение водителей к процедуре.
— Сейчас в день ТО проходят 50 машин. В основном это люди, которые добросовестно относятся к ПДД и осуществляют техосмотр из года в год. В 2002-м — ровно 20 лет назад — на ТО приезжали 155 000 авто в год, то есть 13 000 ежемесячно. А ведь машин в Минске было гораздо меньше!
— Небольшой, почти незаметный, наплыв у нас случился, когда в январе появилась новость об установке камер видеофиксации, прямо в потоке определяющих, у кого не пройден техосмотр. Но сейчас, чувствую, статистика снова ухудшится. Каких-то планов насчёт того, какая она должна быть, у нас нет: это непредсказуемо.
Обратите внимание на машину ГАИ, на которой мы сегодня отправляемся «ловить» нарушителей. Это автомобиль негласного контроля: без проблесковых маячков и оклейки на бортах.
— Когда мы на обычной служебной машине, нас видно издалека. Водители могут куда-нибудь свернуть, заметив соответствующую оклейку, — делится инспектор. — На автомобиле негласного контроля большинство не обращает внимания, поэтому проще выявлять нарушителей. Но есть и недостаток: когда случается погоня, несмотря на то, что мы подаём звуковой сигнал, водители могут не уступить полосу.
Что касается машин с пройденным ТО, то статистика изменилась в лучшую сторону в прошлом году, когда транспортный налог отвязали от техосмотра, в один голос твердят инспекторы. Больше бум не повторялся.
Как определяют автомобили без допуска к движению? Естественно, по внешнему виду, когда заметно, что машине необходим срочный ремонт. Хотя недобросовестным может оказаться и водитель на свежем Range Rover. Поэтому внимание уделяют проверке авто всех моделей и возрастов.
Но с этим ржавым Mercedes-Benz Sprinter ситуация была предсказуема: его мы заметили ещё в движении. Требование остановки, проверка документов… Действительно, ТО нет, но срок допуска истёк всего лишь месяц назад!
— Сами видите: машину нужно привести в порядок. Она 2003 года, поэтому её внешний вид оставляет желать лучшего. Ремонт недешёвый: $1 500 уйдёт. В этом году точно пройду техосмотр снова, как только всё подлатаю!
Верим на слово, поэтому автолюбитель отделывается предупреждением. Следом останавливаем такси. Выясняется, что на рабочий автомобиль все документы у водителя есть (и даже таксометр в салоне!), а вот на личном транспорте отсутствует техосмотр.
— Машина ждёт своей очереди на утилизацию. Она 1991 года, я не вижу смысла её восстанавливать. Стоит во дворе, я на ней не выезжаю давно.
Следом привлекает внимание Lancia Kappa на транзитных номерах. К слову, если вы сняли авто с учёта для продажи, то передвигаться на «транзитах» можно не более 90 дней. А после покупки владелец обязан поменять номера в течение 10 дней.
— Купил машину недавно. Если честно, то 10 дней уже прошло… Два года назад.
Нет учёта — нет техосмотра. Пока инспектор объясняет важность этих двух процедур, успеваем пообщаться с водителем Peugeot 306. Нам он утверждает: есть и допуск, и другие необходимые документы. Правда, как только подходит инспектор, показания меняются.
— Удостоверение и страховку дома забыл, у жены в сумке… Техосмотра нет. Машина всю зиму стояла, я в первый раз за год выехал! Да она ТО сразу пройдёт, ничего ремонтировать не надо. Я даже резину уже сменил на летнюю!
И снова к микроавтобусам. Ну никак мы не ожидали, что у 32-летнего микроавтобуса Volkswagen будет действующий допуск к движению! Но его владелец решил нас удивить: проходит ТО ежегодно.
— Это рабочая машина?
— Нет, выходного дня! Я серьёзно: выбираюсь на ней в небольшие путешествия. Ставлю в салон диван — и чувствую себя на Нарочи королём. Настоящий дом на колёсах! Такие уже не делают: это танк. У меня есть новое авто из салона — Renault Duster, но я его называю «самокатом».
Владелец этого Audi 100 хоть и отказался общаться, зато техосмотр прошёл. А вот водитель Ford Transit честно признался: ТО нет.
— Просто времени не было! Шпатлёвка и краска максимум на 300 рублей выйдут. Я полностью сам обслуживаю машину: от окрашивания и до перебора двигателя.
Ещё один водитель, пожелавший остаться инкогнито, тоже признался сразу: техосмотра нет. Но виноват не он, а обстоятельства.
— Я на Россию работаю, зарплату не выдают! На родине со всех сторон налоги, а денег нет. Ладно бы я ехал на дорогой машине и чем-то был бы недоволен. Но где я возьму доллары, чтобы привести авто в порядок?!
«Машина за $100, какой техосмотр?!»
Продолжаем мониторить дороги. Пока передвигались от одной точки к другой, заметили водителя, который говорил по мобильному прямо за рулём. Более того, в машине заднее стекло заклеено плёнкой. Ну точно наш клиент!
— А чего по телефону разговариваете во время движения?
— Наушник сломался… Надо AirPods купить, но вы видели на них цены?!
— Зачем сразу AirPods? Можно же что-то подешевле.
— И как я что подешевле подключу к айфону?
— Айфон есть, а заднего стекла в машине нет?!
После небольшой паузы водитель всё-таки пояснил: недавно попал в ДТП — другая машина «догнала» на трассе. Сейчас он ждёт оценки ущерба от страховой. После этого и техосмотр пройдёт.
— Кстати, я вас узнал! — обратился нарушитель к инспектору. — Вы меня полгода назад остановили, обратили внимание, что права просрочены. А я ведь даже не знал! Благодаря вам пошёл обновил удостоверение.
Следующий на очереди на проверку — Форд 1984 года на старых «красных» номерах. Ожидали за рулём увидеть дачника в возрасте, но владельцем оказался молодой мужчина.
— Я волонтёр, у меня небольшой приют для собак в родном городе. Посмотрите назад: задние сиденья застелены пледом. Денег, конечно, нет, поэтому езжу на том, что есть. Стоит эта машина максимум $100, я на подготовку её к техосмотру гораздо больше потрачу!
Замечание справедливое, но от письменного предупреждения не спасает. В следующий раз и вовсе придётся оплатить штраф. А теперь приготовьтесь к контрасту: перед вами Tesla Model 3. Тоже без техосмотра! Номера отсутствуют.
— Я только-только её восстановил, выкупал на аукционе в аварийном состоянии. Поэтому даже на учёт не успел поставить, но займусь этим скоро. Обошлась она мне в $30 000. Почему «электричка»? А вы сядьте: прокатимся — и все вопросы отпадут!
Надо заметить: глазной радар у инспекторов настроен отлично. Примерно из двадцати остановленных ими машин не угадали только с двумя — они оказались с техосмотром. Но это скорее приятные исключения. В списке добропорядочных оказался и водитель этого Ford C-Max.
— Со мной рядом жена: контроль покруче, чем на станциях техосмотра! Каждый год прохожу ТО — это же вопрос безопасности. Я профессиональный водитель (больше 40 лет стажа), поэтому знаю, о чём говорю.
Хотели закончить рейд на такой положительной ноте, но мимо проехали Linkoln и Peugeot 406 1999 года. Оба без ТО. Владелец «француза» признался, что проходит процедуру ежегодно, но в этом сезоне обстоятельства сложились по-другому.
— Я автомобиль к техосмотру даже подготовить успел! Тормоза, краска — никаких нареканий быть не должно. Но случилась трагедия в семье, оказалось не до того… В ближайшие дни точно до станции доеду! Хотя честно вам скажу: когда дорожный налог был привязан к ТО, я подумывал проигнорировать эту процедуру! Живу в Фаниполе. А там дорог вообще нет — так почему я ещё должен за них платить?
**
А теперь — о штрафах. Наказание за езду без разрешения на допуск к участию в дорожном движении регламентируется статьёй 18.11 КоАП. Попались в первый раз? Скорее всего, инспекторы пойдут вам навстречу (если вы не злостный нарушитель, конечно) и выпишут предупреждение. Но можно схлопотать и штраф до 3 базовых (до 96 рублей). За повторное нарушение — от 2 до 5 базовых величин (64—160 рублей). К юридическим лицам и ИП отношение строже. Уже с первой «попытки» можно заработать штраф до 10 базовых величин.