Электротранспорт: лучше навести порядок сразу, чтобы не устраивать жесткий контроль потом
СИМ начального уровня могут иметь массу 15-20 кг и развивать скорость до 30 км/ч. Дорогие модели и тяжелее, и быстрее: 30-40 кг и 50-60 км/ч далеко не рекордные для них показатели. И это уже, как говорится, чревато.
Прежде всего сразу возникают вопросы по части безопасности самих пользователей. Для их же блага было бы неплохо, чтобы они использовали специальную экипировку: наколенники, налокотники, защиту запястий и шлем. Причем последний посерьезнее велосипедного, лучше закрытый, с развитой защитой нижней части лица. К слову, многие владельцы тяжелых СИМ в той или иной мере все это используют “в порядке частной инициативы”.
Но это только первая часть вопроса. Вторая – риски и последствия наезда на пешеходов. Повторимся: скорость и масса движущегося СИМ-щика могут быть существенными, соответственно травмы – тяжелыми. Тут бы взять и развести малый электротранспорт с пешеходами. Но здесь та же история, что и с велосипедистами: на дороги их не пускают, поэтому они остаются на тротуаре, где помимо возможных конфликтов с пешеходами возникает вопрос по поводу самой инфраструктуры – качества покрытия, высоты бордюров и т.д.
Как бы пешеходы, но со своей ответственностью
Наконец, еще один важный вопрос – юридический статус пользователей СИМ. И вот здесь как раз все сложно. Когда пару лет назад готовились правки к ПДД, говорилось о том, что будет введено понятие “средство индивидуальной мобильности”, появятся какие-то требования, нормы.
Например, 26 декабря 2019 года на брифинге перед журналистами начальник УГАИ МВД РБ Дмитрий Корзюк высказался (с отметки 20:56) следующим образом: “… Вопрос достаточно сложный, его можно обсуждать до бесконечности. Мы относим этот вид техники к средствам персональной мобильности, пока… И предполагаем, что вся ответственность будет вестись так же, как и к пешеходу”.
Буквально на днях УГАИ УВД Минского облисполкома в своем пресс-релизе отметило, что к средствам индивидуальной мобильности относятся “роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения”. При этом заявляется, что с точки зрения ПДД передвигающийся на средствах индивидуальной мобильности считается пешеходом и подчиняется правилам для пешеходов.
Но в нынешней редакции ПДД в этой части пока все по-прежнему. Скажем, в Правилах есть определения велосипеда и мопеда, есть указания, как должны вести себя лица, управляющие этими транспортными средствами (где ездить, как пересекать проезжую часть и так далее). Про электрический транспорт в Правилах ничего не сказано, но если отталкиваться от действующих определений, то его следует считать механическим транспортным средством, поскольку согласно п.2.26 ПДД так называется “транспортное средство, приводимое в движение двигателем”, а двигатель у электросамоката, гироскутера или моноколеса есть.
А раз так, то пользователь СИМ – это водитель (согласно п.2.8 это “физическое лицо, управляющее транспортным средством”). Похоже, именно такой логикой ГАИ и руководствуется, привлекая к ответственности лиц, управляющих электросамокатами в состоянии алкогольного опьянения, – как водителей механических транспортных средств. Такие случаи уже были, мы писали о них в 2019 и 2020 годах, причем в одном из случаев подходы к вопросу у судов и ГАИ были разными.
Получается, что с одной стороны ты вроде как пешеход и на проезжую часть тебе нельзя, с другой – в случае чего тебя могут признать водителем механического транспортного средства. А ведь для вождения даже мощного электросамоката водительское удостоверение не требуется.
А вот какое мнение выразил независимый эксперт Александр Коноплицкий: “Согласно действующим ПДД все, что движется с помощью двигателя, – это механическое транспортное средство. И электросамокаты, и моноколеса, и сигвеи. Есть двигатель – значит, это механическое транспортное средство. И как бы смешно, глупо или страшно это ни звучало, согласно действующим ПДД они должны двигаться по проезжей части, хотя это может быть небезопасно. И лица, управляющие этими средствами, – водители. Но “правами” какой категории они должны обладать?
На мой взгляд, проблема в том, что в отношении этих средств сейчас нет порядка. Но я противник того, чтобы усложнять ПДД, создавать новые категории транспортных средств, придумывать какие-то новые требования к их водителям. У нас же есть велосипеды, мопеды и требования к их водителям. Так почему бы не приравнять к ним и весь этот электротранспорт с учетом его параметров, скажем, массы. Если это легкий самокат, сигвей, пусть его приравняют к велосипедам, а если что-то более тяжелое и быстрое – к мопедам с обязательной регистрацией и необходимостью иметь водительское удостоверение на право управления соответствующей категории”.
Какая разница?
Вы скажете: “Да какая разница, зачем раздувать из мухи слона?!” Но представьте, что человек на СИМ наехал на пешехода. Это ДТП или нет? Пешеход совершил наезд на пешехода – согласитесь, звучит странно! Или водитель механического транспортного средства совершил наезд на пешехода?
Проблема как раз в том, что СИМ и их пользователи оказываются в своеобразном юридическом вакууме, так что многое зависит от того, как трактовать существующее законодательство и под какие пункты и определения их подводить. Взять элементарное: если человек едет на электросамокате, ему нужно спешиваться? Он должен использовать велодорожку или оставаться на тротуаре? Имеет ли пешеход идущий преимущество перед пешеходом едущим? И так далее. Если для других участников (на велосипедах, мопедах) эти требования четко прописаны в ПДД, то для пользователей СИМ – нет.
Сейчас стоит понаблюдать за российским опытом: на разных уровнях уже поднимаются вопросы о том, чтобы ввести различные регулирующие меры для электротранспорта. Например, если говорим о Москве, то есть предложения ограничить скорость движения электросамокатов до 15 км/ч, прокат разрешать только в парках с велодорожками и т.д. А как вам такая история: на днях РБК сообщил о том, что в Санкт-Петербурге следственный комитет возбудил три уголовных дела из-за случаев наездов клиентов контор по прокату электросамокатов на прохожих и сообщил, что обыски ведутся у всех крупных игроков на этом рынке. Или вот сообщение в одном из российских сообществ: “В Екатеринбурге с утра идет рейд по электросамокатам. Смотрят на надписи на мотор-колесах, у кого больше 250 Вт и нет “прав” – составляют протоколы. Моноколеса тоже останавливают, но, по словам полиции, только для сбора статистики”.
С другой стороны, представители моноколесного сообщества в России пытаются добиться права выезжать на проезжую часть, для чего совместно с кафедрой “Автомобили” МАДИ провели испытания моноколес на полигоне МАДИ по тем же критериям, что и для малых двухколесных транспортных средств категории L1 и L3 (мопеда и мотороллера/скутера).
Пока что эти вопросы волнуют участников тех редких конфликтных случаев, о которых мы упоминали выше, или заядлых электросамокатчиков и моноколесников. Но людей на частных или прокатных СИМ все больше, значит, правила игры стоит определять, и чем раньше, тем лучше.
Просто представьте: вы купили себе дорогой мощный электросамокат, а через пару месяцев после какой-нибудь резонансной истории вводятся драконовские ограничения и жесткий контроль, и все преимущества этого вида транспорта сводятся для вас на нет. Если наведение порядка будет проходить в плановом, а не авральном режиме, без оглядок на громкие истории, больше шансов, что обойдется без перекосов.