Большое интервью порталу av.by директора УП “Белтехосмотр”
Белорусы говорят о дорожном налоге уже шесть лет кряду — с тех пор, как его ввели в 2014 году и привязали к процедуре прохождения гостехосмотра. Взимание госпошлины за дороги многие называют несправедливым актом со стороны государства. Дескать, за дороги мы платим, а хорошего асфальта на отечественных магистралях давно не видели. В правительстве почувствовали праведное возмущение народа и вроде бы пошли людям навстречу, пообещав все исправить. Так, в начале года появился проект Указа «О платежах за участие в дорожном движении». Автолюбители воспряли духом и затаились в ожидании перемен, которым, увы, так и не суждено было сбыться. По крайней мере в 2019 году.
Между тем на изменение положения дел надеялись не только рядовые граждане: в УП «Белтехосмотр» радостных вестей из скупого эфира государственных СМИ дожидались не меньше. Причина тому — статистика, цифры которой указывали на весьма печальные результаты. Накануне 1 апреля на станциях ТО, бывало, в течение дня не появлялось ни одной живой души. Природа ждала тепла. Люди тоже ждали.
Однако в каком виде и когда будет принят проект нашумевшего Указа, неизвестно до сих пор. И если отдельные скептики не поедут на техосмотр ни под каким предлогом, то большинство белорусов отчаянно верит, что преобразования могут произойти не иначе как в канун Нового года. В преддверии праздников мы решили порасспрашивать о сложившейся ситуации вокруг дорожного сбора и техосмотра директора УП «Белтехосмотр» Ленчевского Юрия Станиславовича. Ему слово.
— По традиции лучше всего начать со статистики. Какое количество разрешений на допуск к участию в дорожном движении было выдано в текущем году? Объективно ли данные цифры отражают картину того, сколько в действительности автомобилей в Беларуси передвигается без техосмотра?
— По состоянию на 10 декабря 2019 года выдан 1 094 659 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 6,6% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (1 172 451 разрешение). По информации, которой располагает наше предприятие, в республике зарегистрировано более 3 млн ТС. Необходимо отметить, что сравнение вышеназванных данных субъективно, если принять в расчет автомобили, которые получают разрешение на допуск на 6 месяцев (такси, маршрутки) или на 2 года (например, легковые авто общего назначения, с года выпуска которых прошло не более 10 лет). Кроме того, есть автомобили, которые уже не эксплуатируются, но их владельцы не заинтересованы в снятии подобных машин с учета.
С начала 2018 года диагностические станции имеют право переносить отметку о прохождении автомобилем техосмотра при его продаже и переоформлении на другого хозяина. Повторная оплата госпошлины при этом не требуется. Новый владелец оплачивает только стоимость административной процедуры в размере 0,3 б. в. С 1 января по 10 декабря всего перенесли 81 295 (70 256 — в связи со сменой собственника) отметок.
— В каких регионах Беларуси меньше всего водителей получили сертификат ТО? А какие, напротив, более дисциплинированны?
— Наименьшее количество выданных разрешений зафиксировано в Могилевской области (111 211) за период с января по 10 декабря текущего года. Наибольшее — в Минске (195 920). Однако нужно принимать во внимание, что количество зарегистрированного транспорта разнится в зависимости от области, района и города. Поэтому, на мой взгляд, чаще всего не проходят техосмотр все-таки в белорусской столице. В регионах, наоборот, более законопослушные автомобилисты, и это не раз отмечали наши сотрудники в совместных рейдах с ГАИ.
— Как часто стартуют декады «Гостехосмотр»? Влияют ли они на активность посещения станций гостехосмотра?
— Мы регулярно инициируем проведение рейдов. Как только Госавтоинспекция решает провести декаду по проверке техосмотра, она информирует нас и предлагает принять участие. К примеру, последнее мероприятие проходило в августе, его анонсировали в СМИ — и мы почувствовали всплеск количества выданных разрешений в этот период.
— Какая тенденция с прохождением техосмотра наблюдается с 2014 года и по настоящее время? Можно ли считать общий процент спада выданных разрешений катастрофичным?
— Начиная с 2014 года фиксируется ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%, а в связи с тем, что последние два года в СМИ активно обсуждается возможность отвязки техосмотра от госпошлины, автовладельцы еще реже приезжают на станции диагностики, ожидая объявленных правительством изменений. Допустим, в марте был застой, так как белорусы предвкушали 1 апреля.
Такую же ситуацию мы наблюдаем и сейчас, в ноябре и декабре. СМИ сообщали, якобы с 1 января госпошлину отвяжут от техосмотра, и это отложилось в памяти людей. Именно по данной причине мы переживаем в этом году самый серьезный спад. В настоящий момент делают более осторожные заявления и говорят, что это случится в 2020 году. Безусловно, на активность водителей влияет еще фактор сезонности: обычно она снижается в начале календарного года.
Сложно судить об общем спаде в абсолютных цифрах, так как из поля зрения выпадает количество транспортных средств, которые поставлены или сняты с учета; сколько из них проходит техосмотр ежегодно, а сколько — на два года. Необходимо более серьезное взаимодействие с базой ГАИ. Осмелюсь предположить: половина зарегистрированных сегодня автомобилей передвигается без техосмотра! На мой взгляд, это критическая цифра, явно сигнализирующая — пора уже не говорить, а принимать конкретное решение по механизму оплаты госпошлины.
В настоящее время в Беларуси функционирует сеть, состоящая из 230 диагностических станций. Полагаю, система достигла своеобразной точки насыщения. С 2014 года критического сокращения количества станций не произошло. К примеру, в 2019 году открылись две новые (г. Брест и поселок Энергетиков в Минской области). При этом три закрылись. По каким причинам — сложно сказать, так как такое решение принимает субъект хозяйствования (зачастую в связи с отсутствием рентабельности).
— Разговоры об изменениях в уплате дорожного сбора ведутся уже не первый год. Это и оплата госпошлины по заявительному принципу на срок от месяца, и льготные условия при оплате на срок от 12 месяцев и больше (скидка 20%). На Ваш взгляд, подобные нововведения могут кардинально изменить ситуацию?
— Не сразу, но со временем, думаю, да, однозначно. Причем в связке с действенной системой контроля за уплатой госпошлины. Должен быть комплекс мероприятий (не только стимулирующих, но и контролирующих).
— В ноябре этого года сообщили, что фиксировать оплату дорожного сбора станут камеры. Как Вы считаете, ужесточение контроля заставит водителей платить дорожный налог?
— Наше предприятие не уполномочено следить за прохождением техосмотра, однако отсутствие действенного контроля тоже отражается на результатах нашей работы. Если не привлекать автовладельцев к ответственности за непройденный техосмотр, то у людей развивается правовой нигилизм. Это легко наблюдать на примере парковок в запрещенных местах, проезда на красный сигнал светофора и эксплуатации автомобилей без техосмотра в том числе. Некоторые водители даже считают, что дешевле заплатить штраф раз-два в год, чем внести госпошлину.
Можно говорить о действенном контроле в случае, если есть видеокамеры. С одной стороны, некоторые белорусы отвыкли проходить техосмотр, с другой — часть транспорта находится в таком удручающем состоянии, которое не позволит получить разрешение, даже если владелец приедет на станцию. Если начнут приходить так называемые письма счастья в двукратном размере, все будут платить: механизм взыскания денег в государстве отработан, и в случае неуплаты еще и пеню начислят. А как иначе мотивировать людей проходить техосмотр? Наш основной стимул — это безопасность дорожного движения.
— В 2019 году в РБ зарегистрировано 26 ДТП, непосредственной причиной которых стала техническая неисправность транспортного средства. Это менее 1 процента от общего числа произошедших аварий. Насколько, на Ваш взгляд, объективны данные цифры статистики?
— У нас немного несовершенная система учета. Во многом это связано с тем, что в Беларуси автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только при наличии погибших или пострадавших. Даже за такими размытыми формулировками, как «не справился с управлением» или «не выбрал безопасную дистанцию», могут скрываться серьезные неисправности автомобиля. Чем больше машин пройдет гостехосмотр, тем меньше будет случаться происшествий, связанных с их неудовлетворительным техническим состоянием.
— Какие проблемы ТС чаще всего обнаруживаются по статистике? Почему до сих пор автомобили не диагностируют на работоспособность ABS или функционирование подушек безопасности?
— Чаще всего обнаруживаются неисправности по подвеске, осветительным приборам, тормозной и выхлопной системам. Какой-либо статистики по причинам отказов в выдаче разрешений с первого раза у нас не ведется. Наша основная задача — проверять транспортные средства на их пригодность к участию в дорожном движении (полный список неисправностей изложен в Приложении 4 действующих ПДД). Нововведений (в том числе проверки ABS и исправности эйрбегов. — Прим. ред.) в 2020 году не предвидится.
Могу сказать, что состояние автомобилей старых годов выпуска, в частности их внешний вид, оставляет желать лучшего. Игнорируя техосмотр, водители перестают следить за транспортным средством — как следствие, машины ржавеют. Не уверен, что с отвязкой госпошлины от техосмотра их владельцы сразу же отправятся на диагностику. Чтобы привести автомобили в надлежащий вид, нужно потратить определенную сумму денег. БОльшая вероятность того, что обладатели «свежих» машин на станции все-таки поедут и будут платить госпошлину по новым правилам.
— Не раз велись разговоры и о том, чтобы включить дорожный сбор в стоимость топлива. Справедливо ли это, на Ваш взгляд?
— Когда вводили госпошлину в 2013 году, никто не спрашивал мнения у людей, а сегодня автомобилисты чуть ли не предлагают ориентироваться на пробег. Должно быть принято политическое решение о том, что госпошлина станет взыскиваться так, а не как-то иначе. Еще пять лет назад на одной из рабочих встреч с представителями Министерства по налогам и сборам я предлагал сделать госпошлину отдельным налогом на транспортные средства (по аналогии с налогом на недвижимость или землю. — Прим. ред.), который будет оплачиваться до конкретной даты. За каждый день просрочки начисляется такая пеня, что люди начнут исправно платить, и не нужно никакой системы контроля. Опыт европейских стран, в частности Германии, тому подтверждение.
Из-за сложности налогового законодательства РБ в правительстве побоялись назвать госпошлину налогом и начали изобретать велосипед. Тогда не нашли ничего проще, чем привязать этот сбор к техосмотру, не задумываясь о последствиях, а сегодня ломают копья, как его отвязать. Проблема в том, что на данный момент нет никакой системы контроля. Обсуждают то включение госпошлины в топливо, то контроль через камеры фотофиксации, хотя, повторюсь, я не вижу проблемы наладить тот же контроль через МНС. По сути, эта госпошлина и есть налог, как его ни называй.
Включение в топливо тоже неплохой вариант. Здесь имеются свои преимущества и недостатки — прежде всего, такой подход существенно упрощает порядок уплаты сбора, но мы должны понимать, что те же перевозчики включат дополнительные расходы в свои затраты, а это отразится на росте общих цен в экономике.
— С одной стороны, водители нередко бойкотируют техосмотр, ссылаясь на уплату госпошлины. Во время рейдов ГАИ даже приходилось слышать о том, якобы это «гражданская позиция». С другой стороны, есть категория автомобилистов, которая считает, что можно приехать на станцию диагностики, чтобы просто убедиться, имеются ли у машины какие-нибудь неисправности. Без уплаты налога и, соответственно, получения разрешения на допуск. Насколько это сегодня распространено?
— Когда человек приезжает на станцию диагностики только для проверки технического состояния — это уже гражданская позиция. Но к такому водителю будут претензии со стороны законодательства, согласно которому он может принимать участие в дорожном движении только с получением разрешения на допуск к нему. Такие случаи имеют место. Иногда это связано с принципиальной точкой зрения автовладельца. Бывает, этим бравируют в соцсетях, мол, мой автомобиль исправен, а что еще вы от меня хотите? Иногда таким образом водитель желает проверить состояние машины после ремонта, чтобы удостовериться в исправности всех узлов и агрегатов. А ведь есть еще автовладельцы, которые просто не следят за своими транспортными средствами и подвергают опасности себя и других участников дорожного движения.
Что касается целесообразности уплаты госпошлины, многие водители жалуются на отсутствие прозрачности в распределении средств, направленных на финансирование дорожной инфраструктуры. Чтобы понять, насколько плохи дела с ремонтом дорог, могу привести личный пример. Ежедневно проезжаю по Тимирязева в районе рынка Ждановичи. Если бы не скоростные ограничения, можно было бы оставить там подвеску машины. В то время как на проспекте Победителей латают каждую ямку. Естественно, люди это видят и задают резонный вопрос: «Почему мы должны платить за дороги, которых нет?» или «Куда идут деньги от госпошлины?»
Некоторые чиновники заявляют: раз человек смог купить новый автомобиль, то у него найдутся деньги и на оплату госпошлины. Я не соглашусь с таким утверждением. Ведь новые машины белорусы зачастую приобретают в кредит или лизинг, так как заплатить одномоментно большую сумму на два года вперед для них затруднительно с финансовой точки зрения.
— Белорусы уже давно ждут изменений в механизме уплаты дорожного сбора. Все мы помним 1 апреля, когда автовладельцы массово не ехали на техосмотр. По каким причинам, на ваш взгляд, затягиваются сроки принятия изменений в правительстве?
— Когда вступит в силу Указ, мы не знаем. Возможно, следующую дату анонсируют 1 сентября. Есть информация, что это может случиться в течение 2020 года. А может, и нет. Мы не принимаем участия в работе над этим проектом, единственная наша задача — передача данных о выданных разрешениях, то есть наша информационная система должна быть готова ко взаимодействию со всеми заинтересованными структурами.
— Как вы считаете, количество ТС без техосмотра в РБ уже достигло своей критической точки? Какие радикальные меры способны переломить ситуацию?
— Критический порог уже достигнут. Изначально это было непродуманное решение. Моя позиция всегда оставалась однозначной: госпошлина не должна быть никоим образом связана с процедурой гостехосмотра. Сложно сказать, какой логикой руководствовался тот человек, который принимал решение их связать шесть лет назад.
Могу предположить, что они пошли по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы ввести налог, уплату которого будет контролировать налоговая инспекция. На мой взгляд, так было бы проще всего. Хотя всегда найдутся те, кто против. Допустим, владельцы двух и более автомобилей могут спросить: «Почему я должен платить за каждый из них?» Но, с другой стороны, решилась бы другая проблема: владельцы «бесхозных» машин, с которыми ЖКХ не знает, что делать, сняли бы их с учета и освободили бы дворы.
В каком виде будет принят указ, решать не нам. В любом случае мы тоже ждем отвязки техосмотра от госпошлины, это будет хорошей новостью.