Беспроблемный техосмотр: советы новополоцкого эксперта-криминалиста
В этом году в экспертно-криминалистическом секторе Новополоцкого отдела Государственного комитета судебных экспертиз на экспертизы по установлению идентификационного номера автомобиля просто аншлаг. В неделю – более 10 заявлений, очередь на месяц вперед. Часто за помощью обращаются владельцы автомашин, у которых на техосмотре выявляется, что VIN-номер поврежден при ремонтно-восстановительных работах или утрачен в результате коррозии.
Многие не придают этому значения, считая, что номер, указанный на так называемой дублирующей табличке (правильное название «заводская»), решит проблему. А на деле автомобиль, который успешно прошел диагностическую линию, технически исправен, допуск к участию в дорожном движении не получает. О том, как не попасть в такую ситуацию, рассказывает Борис Усовский, начальник экспертно-криминалистического сектора Новополоцкого МРО ГКСЭ.
– На среднестатистическую иномарку независимо от страны сборки, как правило, VIN-номер наносится в трех местах. Основной – на металлический каркас кузова либо на раму. Любое его изменение, повреждение либо удаление, замена безномерной деталью в соответствии со ст.381 ч.1 Уголовного кодекса может трактоваться как «подделка либо уничтожение идентификационного номера в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства».
Второе место, где можно найти VIN-код, – это заводская табличка. Она содержит весовые и эксплуатационные параметры автомобиля, которые необходимы для заполнения соответствующих позиций в свидетельстве о регистрации ТС. И только для привязки этих параметров к конкретному экземпляру транспортного средства на табличке также наносится VIN. Третье место, где он может размещаться, – табличка под ветровым стеклом. Но два последних расположения не являются основными и напрямую не служат идентификации автомобиля.
В течение последних лет в нашу страну массово ввозились далеко не новые автомобили из соседней России, в том числе – иномарки, вывезенные из Европы 20 и более лет назад. А в этом возрасте кузовные проблемы не редкость. Особенно это касается рамных внедорожников, у которых VIN-код как раз нанесен на раму.
Часто трудности возникают у владельцев старых автомобилей Ford и Opel. Основной идентификационный номер в них нанесен на полу в салоне. Нередко при ремонте меняют подгнивший пол, захватывая участок с VIN-номером и вваривая новый лист металла. Теперь такие действия как минимум исключают возможность прохождения техосмотра, а как максимум – попадают под умышленное уничтожение идентификационной маркировки. Проблемными также бывают некоторые модели автомобилей итальянского автопрома Fiat и Alfa Romeo. У этих машин обычно после 20 лет эксплуатации основной VIN-номер, который нанесен на сферу амортизационной стойки, часто бывает утрачен.
Еще большая проблема возникает с продуктами американского автопрома. Лет 10-15 назад было ввезено значительное количество автомобилей прямо из США. В Америке на экземпляры, предназначенные для внутреннего рынка, VIN-номер на кузов не наносится вовсе. А в нашей стране к таким авто могут появиться вопросы при регистрационных действиях. Похожие трудности преследуют сегодня и грузовой советский автопром. В СССР и в России почти до конца 20-го века на подавляющем числе моделей основной код наносили на раме краской. Сегодня автопарк таких грузовиков еще активно эксплуатируется, но их идентификация вызывает огромные трудности.
Обычно владельцы упомянутых выше автомобилей видят спасение в экспертизе. Но бывает, что и она не помогает: доподлинно установить утраченный оригинальный идентификационный номер не представляется возможным. А это – отказ в регистрации и запрет на дальнейшую эксплуатацию. Такая машина не проходит техосмотр и, более того, не подлежит отчуждению.
Хочу также предостеречь от покупки автомобиля без переоформления (по так называемой «генеральной доверенности»). Обычно схема такова: «гнилую» машину снимают с учета еще с «родным» VIN-номером. Затем проводят предпродажную подготовку, во время которой переваривают кузов либо меняют его части на детали без номера. При этом оказывается, что все документы о снятии с учета легальны. Но у нового владельца при последующей постановке на учет уже возникнут проблемы с идентификацией авто.
Берегите VIN-номер! Обращайте внимание на его сохранность при приобретении автомобиля. Еще лучше – обратиться за экспертным мнением до оформления покупки. Такие экспертизы можно провести просто по заявлению владельца.