Культура поведения на дорогах: как соблюдать дистанцию и не попасть в круговорот грубости?
Они плюют на правила, подрезают, угрожают и даже лезут в драку. Хамство на дорогах – постоянный повод для дискуссии в СМИ. Ну а в интернете ролики с агрессивными водителями и даже боями на трассе одни из самых просматриваемых. В Беларуси шумные конфликты на дорогах не такое частое явление. Однако, например, езда с дальним светом, пересечение двойной сплошной – это повседневность и прямое создание аварийных ситуаций. От простых нарушителей автохамы отличаются тем, что делают это осознанно и целенаправленно. Проблема существует. И психологи называют сразу несколько причин, почему некоторые уверены, что им законы не писаны, а плохое настроение – повод начать выяснять отношения на дороге. Доказывать что-то неадекватам на трассе – дело неблагодарное. Но и спускать их выходки на тормозах нельзя. Как соблюдать дистанцию и не попасть в круговорот грубости?
Подобные ролики нередко бьют рекорды просмотров в интернете. Их главные “герои” – водители, которые, не сбавляя обороты, начинают пускать в ход агрессию прямо на проезжей части, во всю доказывая, причем без тормозов, кто прав, кто виноват. Умышленная езда с дальним светом фар, по встречной полосе, регулярные пресечения двойной сплошной. Анатолий Шевченко не раз был свидетелем подобных ситуаций. Но один из эпизодов опытный автомобилист помнит особенно отчетливо. Поездка с семьей на отдых чуть не обернулась трагедией. От столкновения с нарушавшим правила авто спасла мгновенная реакция.
Этот стресс для него отчасти стал отправной точкой в карьере гонщика. Сейчас Шевченко, если говорить спортивным языком, на пенсии. Но автодром обкатывать не перестает. Открыл курсы по экстремальному вождению: объясняет на практике, как направить руль, чтобы увернуться от дорожного конфликта. На дорогах не хватает культуры вождения. Негласные правила (как, например, уступить, чтобы помочь перестроится соседу по полосе) могут кануть в Лету. Констатируют уже сотрудники ГАИ. Даже сейчас тех, кто еще не позабыл дорожный этикет, порой делают крайними, посылая гневные сигнальные сообщения. И попросту забывают о балансе скорости и безопасности. В результате хамство приводит еще и к последствиям.
Станислав Соловей, официальный представитель УГАИ МВД Беларуси:“Министерством внутренних дел предложена балльная система, которая в ближайшее время начнет действовать. Она предполагает, что водитель, постоянно нарушающий правила в течение года, набирает 15 баллов в зависимости от нарушения, будет лишаться права управления сроком на полгода. Эта система, по нашему анализу, коснулась бы менее одного процента тех злостных нарушителей, которые регулярно нарушают правила дорожного движения”.
Сентябрь – самый жаркий дорожный месяц в году. Количество ДТП в Беларуси увеличивается в полтора раза. Связано это в первую очередь с потоком автомобилистов, вернувшихся с отдыха, и, конечно, с началом учебного года. Как утверждают психологи, для большинства детей автомобиль – это словно набор игрушек, и адекватно воспринимать дорожную ситуацию они не могут, особенно когда лето проводят там, где нет такого транспортного потока. Этот же принцип проявляется и на пешеходных участках. Кстати, их некоторые уже называют дорогами раздора: пешеходов, велосипедистов и любителей необычных видов транспорта.
В Минске сейчас еще и настоящий бум электросамокатов. Для пешеходов это стало серьезной проблемой. Фиксируется все больше происшествий на дорогах. Ведь лихачи не прочь посоревноваться на скорость даже с автомобилистами. Особенно когда мощность транспорта позволят. Для любителей погонять без тормозов ГАИ готовит корректировки в ПДД. Планируется, что уже в ближайшее время некоторые самокаты приравняют к мопедам. Под эту категорию арендные модели не попадут. А вот чтобы прокатиться на собственном экологическом транспорте, который может двигаться со скоростью больше 25 километров в час, потребуется получить водительское удостоверение, страховку и пройти техосмотр.
Главная цель – безопасность. Ведь по статистике аварии каждый год уносят жизни более 1 миллиона 200 тысяч человек во всем мире. Вообще рулят раздражением на дорогах личные проблемы, желание самоутвердится за счет других. Такие водители и предпочитают компромиссу конфликт. Масло в огонь подливают и рваные режимы, например, когда зеленый коридор сменяет красный. Из-за этого автомобилисты хотят компенсировать потерянное время. Теме агрессивного вождения Денис Капский посвятил больше десяти научных исследований. Кстати, в других странах (например, в США, Великобритании, Китае) за агрессивное вождение сурово наказывают. Нарушителям может грозить даже тюрьма, права, естественно, отбирают. У нас же пока более лояльный подход к этой проблеме. Ведь белорусов воспринимают как спокойных и рассудительных, а лучший способ еще раз доказать это на дорогах – придерживаться негласного правила профессиональных водителей трех Д: дай дорогу дураку.