«Водитель, примите вправо!» За непройденный техосмотр уже штрафуют из автомобиля ГАИ
С тех пор, как в начале 2014-ого ввели госпошлину за право допуска автомобиля к участию в движении, количество автовладельцев, проходящих процедуру ТО, снижается с каждым годом. Печальная статистика лучше всего иллюстрирует ситуацию, которая сложилась вокруг техосмотра и дорожного «сбора», неотделимых друг от друга вот уже шестой год подряд… Усиление контроля и совместные проверки ГАИ и «Белтехосмотра» — это не только реакция на нее, но и способ выявить нарушителей, которые не уделяют должного внимания техническому состоянию своего автомобиля, ссылаясь на отсутствие денег или поступая так из принципа — лишь бы не платить налог за дороги.
Со статистикой не поспоришь: она апеллирует сухими цифрами, которые лучше всего отражают картину действительности. Вот некоторые из них: за 4 месяца текущего года в Минске было выдано чуть больше 62 000 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего по Беларуси с января по май предоставлено на 4,7% меньше разрешений, чем в 2018-ом (335 306 против 351 738 разрешений).
Во многом падение этих показателей связывают с нежеланием отдельных автовладельцев платить дорожный налог. В марте был зафиксирован самый большой процент снижения выдачи разрешений в первом квартале (6,8%). И это не мудрено: 1 апреля депутаты обещали внедрить изменения в правилах взимания дорожного сбора. Как следствие, накануне даты Х станции диагностики пустовали, многие водители ждали, а после, когда стало известно, что с указом решили повременить, некоторые автовладельцы не поехали на техосмотр из принципа.
«Если проанализировать апрель текущего года, то по Минску снижение составило 12,7%, а по республике — 8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, — комментируют в «Белтехосмотре». — Ни для кого не секрет: начиная с 2014 года мы наблюдаем отрицательную динамику — минус 10% каждый год по отношению к предыдущему».
Сегодняшний рейд будет совсем не похож на предыдущие. УП «Белтехосмотр» и ГАИ решили впервые опробовать в деле новую форму работы, при которой можно выявлять автовладельцев, чьи транспортные средства не имеют допуска к участию в дорожном движении. Если раньше сотрудник «Белтехосмотра» во время рейдов оказывал методическую помощь и предоставлял базу данных, то сегодня все будет иначе: пока сотрудник ГАИ патрулирует закрепленный за ним участок, представитель УП «Белтехосмотра» проверяет по регзнакам в базе данных двигающиеся в потоке автомобили. Как только обнаруживается нарушитель — в дело вступает инспектор!
То есть в сегодняшнем рейде мы будем вычислять только тех водителей, у которых просрочен сертификат ТО или чей автомобиль вообще не значится в базе данных. Для этого на борту служебной машины ГАИ и находится сотрудник «Белтехосмотра», который, словно народный дружинник, вводит госномер в базу онлайн и подсказывает, у кого не пройден техосмотр. Ну что, проверим, каким будет эффект?
Утром в будний день на дорогах оживленно. Служебная машина ГАИ спокойно едет по проспекту Дзержинского, глаза инспектора изучают плотный поток. Сотрудник «Белтехосмотра» тут же оперативно проверяет машины, которые показались водителю подозрительными, и спустя пару минут указывает на Volkswagen Passat. Молодой человек за рулем явно замешкался, не совсем понимая, почему его остановили в час пик.
Когда подтверждается отсутствие техосмотра, водитель поникшим голосом комментирует: «Помните, водителям обещали, что с 1 апреля отделят техосмотр от дорожного сбора и будут контролировать всех через камеры фотофиксации? Ничего не изменилось! Нет никакого смысла платить этот налог, так как за два года меня штрафуют всего второй раз. Короче, как не проходил, так и проходить не буду».
Поскольку у парня «повторность» в течение года, то предусмотрен штраф от 2 до 5 б. в. (от 51 до 127,5 руб.). Напомним, за первое такое нарушение штраф поменьше — предупреждение либо от 1 до 3 б. в. (от 25,5 до 76,5 руб.). Но это еще не все: похоже, водитель Volkswagen числится в базе розыска по части военкомата! И пока сотрудник ГАИ оформляет административный протокол и разбирается, что делать с парнем за рулем, мы внимательно сканируем поток с помощью базы техосмотра.
Сотрудник «Белтехосмотра» оперативно вводит регзнаки машин в базу данных, всматривается в монитор ноутбука и тут же озвучивает результаты: «BMW X5 — нет техосмотра, Opel Ascona — конечно, нет, новая Lada Vesta — ее недавно купили, а разрешение на допуск в движении еще не получен. Samand проходил ТО в последний раз в 2014 году, а Mercedes — вообще 7 лет назад. Lincoln Navigator в базе отсутствует! Грузовой Mercedes проходил ТО в 2013 году, перед введением госпошлины…»
Понятное дело, были и машины, у которых техосмотр пройден в срок и которые можно не тревожить лишний раз. Клиническая картина пока такова: из нескольких десятков автомобилей 40% ехали без техосмотра. Продолжаем проверять машины в режиме онлайн. К удивлению, старенький Passat B5 числился в базе с пройденным ТО, в отличие от BMW свежих годов выпуска…
Какое-то время мчимся в потоке, чтобы остановить следующего нарушителя в том месте, где мы не будем создавать помехи для движения других транспортных средств. Хотя мы и фокусируемся на техосмотре, это вовсе не значит, что инспектор не проверит документы, не обратит внимание на состояние водителей или правила перевозки детей, если того требует ситуация.
Напротив, как показывает практика, если у владельца не пройден техосмотр, то зачастую за ним водятся и другие нарушения, как, например, у водителя Peugeot 206. «Пробиваем» его по базе — вместо «Пежо» по этому номеру почему-то выскакивает автобус ПАЗ… Это вызвало подозрения. Инспектор мигом следует за машиной, озвучивая водителю требование об остановке.
Выяснилось, что транспортное средство числится на юрлице, техосмотр же пройден в 2017 году. В этом случае предусмотрен штраф от 4 до 6 б. в. «Технически машина исправна, нужно только покрасить кузов, — объясняет владелец. — Не поверите, но я только что ехал на встречу с маляром. Наверное, это судьба…» И не только потому что у автомобиля нет действующего сертификата ТО: мужчина также лишен водительских прав, а это повторное нарушение, за которое ему грозит от 20 до 50 б. в. или 15 суток административного ареста.
Пришлось доставить водителя в участок ГАИ и продолжить наш рейд. Не успели мы отъехать от управления городской автоинспекции, как у сотрудников возникает вопрос по поводу тонировки припаркованной рядом Mazda 3.
Сотрудник «Белтехосмотра» между тем заявляет, что на такой машине ТО пройти нереально. Возможно, пленку нанесли уже после визита на станцию диагностики? На самом деле у машины нет техосмотра, а за тонировку водителя уже штрафовали в этом году. Молодой человек, судя по всему, из принципа и техосмотр не проходит, ссылаясь на состояние наших дорог. «Когда их отремонтируют не для Чемпионата мира, тогда и буду платить», — обещает он на прощание. Итого два штрафа: 2 б. в. за тонировку и «базовая» за непройденный техосмотр. Водитель со всем соглашается, так как очень спешит.
Выдергиваем из потока Opel Omega, «пробиваем» по базе — техосмотра нет! Водитель уверяет, что за ее состоянием следит и машина исправна, даже если у нее нет соответствующей отметки в сертификате.
Однако у представителей «Белтехосмотра» на этот счет имеются свои объяснения. «Полный список неисправностей, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении, изложен в Приложении 4 действующих ПДД. Если водитель не проходит техосмотр — значит не уделяет должного внимания техническому состоянию автомобиля. Следовательно, ряд аварий происходит по причине неисправностей транспортных средств. По данным нашей ГАИ, за прошлый год в Минске произошло 4 таких ДТП, в которых пострадало 14 человек, — говорят в отделе технадзора. — На первый взгляд процент небольшой, но во многом это связано с тем, что в Беларуси автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только при наличии погибших или пострадавших».
На все доводы водителей, мол, за состоянием я слежу, а техосмотр не прохожу из-за налога, у «Белтехосмотра» свой железный контраргумент: залогом технической безопасности являются регулярная диагностика и своевременное прохождение техосмотра. Чем больше автомобилей будут проходить его, тем меньше будет случаться происшествий, связанных с их неудовлетворительным техническим состоянием. Однако для некоторых водителей вопрос экономии куда важнее. «Обещали, что оплачивать разрешат по месяцам, а для тех, кто заплатит сразу за год, будет предусмотрена скидка. Но это еще не решение, — считает водитель Opel. — Этот налог нужно вообще отменить, так как он уже включен в стоимость топлива. Если честно, выгоднее ездить на свой страх и риск без техосмотра — проще пару раз в год оплатить штраф. Пусть это будет мой протест».
По информации минской ГАИ, количество нарушителей по части непройденного техосмотра с каждым годом растет. За 4 месяца текущего года было выявлено более 13 тысяч водителей без ТО только в столице.
Инспекторы останавливали разные машины: и 20-летние иномарки, и относительно свежие, и даже «Жигули». «Этот без вариантов», — улыбаясь, говорит сотрудник «Белтехосмотра».
Отсутствие в сертификате отметки о прохождении техосмотра многие объясняли госпошлиной или финансовыми трудностями, из-за которых невозможно устранить неисправности автомобиля. Однако попадались автовладельцы, которые преподносили отсутствие у них техосмотра не иначе как гражданскую позицию. «Видимо, штрафы у нас небольшие, если судить, что для некоторых они все равно дешевле, чем сумма, которую надо заплатить за техосмотр и госпошлину?» — комментирует один из водителей, невзирая на то, что и сам в числе нарушителей.
Буквально за считаные секунды вычисляем, что еще один BMW едет без техосмотра. Водитель притормаживает, а затем с откровенно вызывающим видом следует за инспектором в патрульный автомобиль, чтобы подписать протокол. Было заметно, что такая остановка мужчину невероятно задела. В ГАИ не скрывают: некоторые водители возмущаются из-за того, что их останавливают просто для проверки документов, а потому будет лучше, если эту норму все-таки пропишут в ПДД. А как иначе сейчас проверить, что водитель, к примеру, находится за рулем в нетрезвом состоянии или его разыскивает милиция, задаются вопросом инспекторы ГАИ.
В итоге штраф уплачен, водителя BMW отпустили. А если, проехав 200-300 метров, тот вновь попадется на глаза другим инспекторам ГАИ? Будет ли он повторно платить штраф? «В любом случае транспортное средство не было допущено к участию в дорожном движении, то есть на проезжей части его быть не должно, — разъясняет сотрудник ГАИ. — Если водитель оплатил первый штраф на месте, то при повторной остановке в этот же день придется снова его платить. В случае, если составляется протокол об административном правонарушении, обжаловать решение он может в течение 10 суток».
Если раньше сотрудник ГАИ тормозил машины одним взмахом жезла и уже в процессе проверки документов устанавливал наличие или отсутствие у них техосмотра, то сегодня мы останавливали лишь нарушителей, выявляя их по базе в мобильном режиме. Это не совсем ноу-хау. Такие методы практиковались в ГАИ и ранее, когда инспекторы патрулировали определенный участок и одновременно выявляли в потоке водителей, если кто-то из них проехал на красный сигнал светофора, перестроился не по правилам или разговаривал по телефону во время движения.
Впрочем, с базой данных техосмотра многие тоже знакомы не понаслышке, так как доступ к ней открыт на официальном сайте «Белтехосмотра», где проверить срок действия ТО можно, введя регзнак и номер свидетельства о регистрации. Причем этот сервис предназначен как для сотрудников ГАИ, так и для простых граждан, которые хотят купить машину и проверить, есть ли у нее разрешение на допуск к участию в дорожном движении.
Кроме того, в регионах Беларуси ГАИ тестирует систему для удаленной проверки водителей. Если в двух словах, то система «Мобильный инспектор», установленная на планшеты, позволит дистанционно проверить водителя на наличие прав, медсправки, того же техосмотра. Когда и как этот сервис заработает в Беларуси, пока неизвестно. Сейчас, если рядом нет сотрудника «Белтехосмотра», инспектор ГАИ проверяет наличие отметки ТО в сертификате либо по звонку, если водитель «забыл» документы.
Пока мониторим ситуацию на дороге в Малиновке, рассуждаем о том, а что будет, если водитель по каким-то причинам не распознает сигнал инспектора об остановке. В ГАИ непреклонны: не заметить следующий сзади автомобиль ГАИ с включенными маячками и звуковой сигнализацией в принципе сложно. Если водитель игнорирует требование об остановке, то согласно статье 18.21 КоАП РБ это влечет наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин, а при неоднократном нарушении он увеличится от 3 до 10 б. в.
По результатам нашего рейда примерно 40% автомобилей не могут участвовать в дорожном движении, так как не прошли проверку на станции диагностики. Очевидно, автовладельцев не столько пугает техосмотр, сколько необходимость оплатить госпошлину за пользование дорогами. А что касается нового метода работы? «Такую форму действий при проведении совместных рейдов мы еще ни разу не практиковали, — говорит Сергей Коровацкий, начальник филиала УП «Белтехосмотр» в г. Минске. — Считаю, что проблему с техосмотром нужно решать, в том числе привлекая административный ресурс.Если такой подход при проведении рейдов зарекомендует себя с хорошей стороны, то в таком формате они будут проводиться на регулярной основе».
В течение сегодняшней проверки мы не останавливали автовладельцев, у которых как минимум есть техосмотр. Такая тактика сыграет на руку и Госавтоинспекции, и тем водителям, которые проходят ТО точно в срок. Ради интереса, не проверяя по базе, остановили Mercedes C200 и Nissan Juke — у обоих водителей техосмотр пройден. Зачем их зря отвлекать?
Так что определенная логика в таком мобильном режиме работы есть: «Если у водителя нет пройденного техосмотра, есть вероятность того, что у него может не оказаться водительских прав или он будет числиться в розыске. Плюс ко всему такой формат работы в режиме онлайн позволит реже останавливать водителей для проверки и, что немаловажно, быстрее ее проводить».
Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная